Время мотоциклов

Как формировалась концепция современного двухколесного транспорта

С егодня трудно поверить, что со дня изобретения мотоцикла прошло 127 лет:

Первый мотоцикл имел деревянную раму, бензиновый двигатель 0.5 л. с и мог развивать скорость до 12 км/час. Изобретатель Готлиб Даймлер ноябрь 1985

в ноябре 1885 года немецкий инженер Готтлиб Даймлер, установив бензиновый двигатель мощностью 0,5 л. с. на деревянный велосипед, смог разогнать его до скорости 12 км/ч. Первые автомобили, как известно, появились значительно позже, и поначалу казалось, что со временем они вытеснят мотоциклы, но этого не произошло: вплоть до Второй мировой войны двухколесный транспорт приобретал все большую популярность во всем мире, будучи более простой и бюджетной альтернативой автомобилю. Но в середине прошлого века ситуация поменялась: спрос на мотоциклы сильно подорвали дешевые малолитражки, массовый выпуск которых был налажен во многих странах. Можно сказать, что в качестве транспортного средства мотоцикл проиграл битву с автомобилем, обеспечивающим больший комфорт, безопасность и запас пространства для пассажиров и багажа.

Гоночный мотоцикл марки Harley-Davidson 1922 г. в.

Но в середине 60-х вдруг поднялась вторая волна интереса к мотоциклу, качественно иного: теперь его рассматривали в первую очередь как инструмент для получения положительных эмоций. Огромную роль в этом сыграл спорт: различные соревнования собирали большое количество зрителей, что подхлёстывало спрос, и торговля мотоциклами стала серьезным и прибыльным бизнесом. Спорт же послужил главным катализатором технического развития: регулируемая подвеска, дисковые тормоза, четырехтактные двигатели пришли именно из мира мотогонок. А вот другой пример: в 1958 году федерация мотоспорта из соображений безопасности изменила технические требования для спортивных мотоциклов, запретив использование больших обтекателей, полностью закрывавших пилота. Вместо этих «фюзеляжей» появились небольшие обтекатели, которые и сформировали современный вид спортбайков.

Ducati 350 Scrambler подготовленный для кроссовых соревнований, 1968 год

В конце тех же 60-х годов стал популярным мотокросс, привлекавший публику головокружительными прыжками на искусственных трамплинах. Машины для этого вида спорта выглядели довольно специфически: специально доработанная подвеска, сильно форсированный двигатель, которого хватало всего на несколько гонок, отсутствие электростартера, генератора и какой бы то ни было светотехники… Но именно из кроссовых байков «вырос» класс эндуро (от французского endurance — выносливость), один из самых динамично развивающихся. Интересно проследить мотоэволюцию на примере таких машин: сиденье стало узким, чтобы не мешало управлять мотоциклом, стоя на подножках, широкий высокий руль и увеличенное в диаметре переднее колесо улучшили управляемость, высоко расположенные крылья меньше накапливали грязь, а мягкая и длинноходная подвеска вкупе с «зубастыми» шинами позволила преодолевать серьезные препятствия максимально комфортно. Все эти черты, пришедшие из спорта, стали атрибутами «гражданских» байков внедорожного назначения.

Шоссейно-кольцевой мотоцикл с громоским спортивным обтекателем 1955 г.

Параллельно с развитием технологий каждый производитель стремился выделиться на фоне других, занять свою нишу. Пожалуй, лучше других это удалось американскому бренду Harley-Davidson: вот уже более 110 лет компания выпускает классические круизеры и чопперы, сформировавшие вокруг себя особую субкультуру. Впрочем, и «Харлею» со временем пришлось в какой-то степени подчиниться общим тенденциям: менялся дизайн, появлялись новые типы байков различного назначения, каждый для своих определенных условий эксплуатации. В итоге к настоящему времени сформировалась некая иерархия, состоящая из множества классов и подклассов, — но сейчас мы не будем подробно останавливаться на классификации. Ведь у всех современных мотоциклов есть одна общая черта: за рулем байка стираются обычные рамки восприятия окружающего мира, появляется свобода, независимо от того, внедорожник это, шоссейник или чоппер. И пока человек будет нуждаться в свободе, будет продолжаться время мотоциклов.

Мотоцикл Harley Davidson FLH Duo Glide образца1962 года. Этот стиль, ставшей уже классикой остается неизменным более 50 лет

Спортивные мотоциклы в начале 50х годов отличались разными обтекателями

Похожие записи:

Джорджетто Джуджаро создаст новое дизайн-ателье... Итальянский дизайнер автомобилей Джорджетто Джуджаро, получивший в 1999 году награду «Автомобильный дизайнер века», может от...
Концерн Volkswagen после дизельного скандала покин... Концерн Volkswagen, который оказался в центре скандала с дизельными двигателями, покидает еще один топ-менеджер — председате...
Инспекторам МАДИ выдадут «тревожные кнопки»... Сотрудникам Московской административной дорожной инспекции начали выдавать специальные устройства – «тревожные кнопки», сооб...
Subaru разработает новое поколение BRZ совместно с... Компании Subaru и Toyota займутся совместной разработкой следующих поколений спортивных автомобилей BRZ, GT-86 и FR-S. Об эт...
Верховный суд разрешил не уступать дорогу движущим... Верховный суд России разрешил не уступать дорогу водителям, движущимся по обочине, сообщает «Российская газета». В решении ...
Поделись с друзьями:

Оставить комментарий

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>